Этим летом внезапно бабахнуло 10 лет с момента, как мой кроссовок ступил на землю процветающего капитализма. Столь внушительная дата (в контексте моих трёх десятков лет блуждания без указания destination в навигаторе) подвигла меня на описание этого замечательного приключения.
Уверена, многие вдохновились выступлением Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда, главной мыслью которого была фраза: «Мы не можем соединить точки, глядя вперёд. Мы можем сделать это, только оглянувшись». Моя история подтверждает эту аксиому, поэтому свой рассказ я назвала
«Соединяя точки».
В русскоязычном пространстве более распространена поговорка «всё, что ни делается, к лучшему». Часто происходящие неприятные события кажутся нам несчастьем, но только спустя время становится очевидным, что случившееся было благом. С твёрдым убеждением, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте, в нужное время, и всё происходит в исключительно правильный момент, как сказал Чарли Чаплин, я жила далеко не всегда. Вера в то, что это действительно так, пришла ко мне летом 2010 года, когда я, будучи студенткой, поехала в Штаты по программе «Work and Travel». Этот вояж и по сей день кажется мне самым грандиозным событием в моей жизни.
Нас – ищущих приключений в Новом Свете – было четверо одногруппников. Нашим главным условием конторе, занимавшейся оформлением документов для поездки, было получение совместного «job offer», чтобы всем четверым работать в одном месте, да ещё и непременно на побережье океана! Невероятно, но на наш неадекватно требовательный запрос нашлось предложение! Получив визу и сдав сессию досрочно, в самом конце мая мы двинули открывать Америку.
В Нью-Йорке нашу группку потенциальных иммигрантов встретила моя давняя подруга Полина, учившаяся тогда в Йельском университете. Разумеется, мы не могли упустить такой уникальный шанс пообщаться вживую, и, нагулявшись по Манхэттену, я отправилась в Нью-Хейвен восторгаться оснащением учебных аудиторий одного из старейших университетов Лиги Плюща. А остатку делегации гастарбайтеров была предоставлена полная свобода действий на 2 дня.
Когда пришло время поезду мчать меня к берегам Вирджинии-Бич, обнаружилось, что билет мой на вчерашнюю дату! Со второй попытки посадили меня за неадекватно высокую стоимость в сидячий вагон следующей ночью, и уже в обед я должна была любоваться синей далью океана, наслаждаясь лёгким прикосновением морского бриза к ещё не успевшей загореть коже. Но когда, по моим расчётам, мы уже должны были подъезжать к станции, по неизвестной причине наш поезд вдруг остановился «in the middle of nowhere» на долгие 6 часов. В итоге, я прибыла на побережье в 7 часов вечера, и, чтобы не впасть в панику, начала убеждать себя, что времени до темноты ещё предостаточно и что «язык до Киева доведёт». Руководствуясь последней истиной, решила поиграть в разведчика и добыть информацию, какой мне нужен автобус и где выходить. Оказалось, что мой рейс придёт только через 50 минут! На этом разведданные заканчивались, поэтому, дождавшись обещанного шаттла, как его называли местные, приступила к допросу водителя. Получив извинения вместо ответа, мой аутотренинг сохранять спокойствие перестал действовать. И тут вдруг к решению моей проблемы подключилась худая, загорелая, с обветренным лицом, в поношенной одежде и вообще маргинального вида женщина лет 50 без половины зубов, от которой веяло крепким дешёвым алкоголем (ждать помощи от неё мне бы в голову не пришло). Она активно начала расспрашивать стоящих рядом пассажиров про эту улицу и сам мотель, и минут через десять общими усилиями остановка и направление движения были выяснены. Оказалось, ехать до этого «down town» – делового центра города – целых 50 минут! Вот тебе и обещанное побережье!!
Поблагодарив всех участников квеста по поиску моего пристанища на ближайшие 3 месяца, выйдя в совершенно непримечательной местности и случайно напугав до смерти огромную негритянку за рулём такого же огромного внедорожника (оказывается, я перешла в неположенном месте), поплелась я, измотанная бессонной ночью, переживаниями и сменой часовых поясов, в указанном направлении. Быстро сгустившиеся сумерки сделали воздух непрозрачным, и я скорее устремилась вперёд по безлюдной улице, слабо освящённой тусклым светом фонарей на McDonald’s. По другую сторону дороги возвышалась зелёная стена из зарослей, будто я не посреди города, а в дремучем лесу.
Предвкушая своё внезапное появление в номере у друзей, глаза мои выхватили из тьмы очертание постройки, похожей на типичный мотель. Несмотря на неописуемую радость, я всё же ужаснулась тем «курмышам» в которых мне предстояло жить и трудиться всё лето!!! К тому же, противный, смягчающий букву «л», акцент хозяев-индийцев «выносил мозг»: понять, что они говорят, было решительно невозможно. Порой казалось, что они изъясняются вовсе не на английском языке.
Но это было полбеды. Настоящим же шоком стало для меня отсутствие моих ребят!!! Индиец на reception не мог внятно объяснить, где они, и почему меня хотят поселить в номер, рассчитанный на двоих, четвёртой! К совершенно незнакомым людям! (Позже оказалось, моим землячкам и гаитянке). Я, конечно, была рада услышать родную речь и увидеть славянские лица, но жить в дичайшей тесноте не входило в мои планы. Отстояв своё право единолично владеть по-царски громадным ложем, называемым здесь king-size bed, кабельным телевидением, ванной и остальными прелестями одноместного номера, я направилась за компьютер для «нужд» гостей, молясь, чтобы ребята догадались мне написать. Мне кажется, я никогда в жизни так не радовалась сообщению в VK!! Оказывается, хозяину не нужно было так много работников в этом мотеле, и он увёз моих братьев по несчастью в другой постоялый двор, расположенный в соседнем городке: ещё дальше от океана – в ещё большей глухомани, по сравнению с которой я действительно жила в down town.
Находиться в номере было откровенно страшно: за окном, выходившим на противоположную от reception сторону мотеля, чернела пустота, и лишь изредка проезжавшие автомобили нарушали иллюзию того, что мы в космосе… Утром всё разъяснилось: почти вплотную к мотелю прилегал огромный непривлекательный пустырь, простиравшийся метров на пятьсот, за которым шумела эстакада. Слева от него колосилась плантация камыша, в котором то тут, то там чернели скелеты засохших деревьев. Неудивительно, что ночью здесь царствовала непроглядная мгла. Кричи не кричи… Идеальный ландшафт для съёмок фильма ужасов про зловещий культ. Даже днём каждый шорох около двери казался мне взломом, а всякая проплывшая мимо окон фигура вызывала учащённое сердцебиение.
Утро готовило мне тяжелейший удар. Оформить Social Security Number (наш ИНН), необходимый для легальной работы, не представлялось возможным, так как у меня отсутствовала одна важная бумажечка, которую мне якобы дали в аэропорту при прохождении паспортного контроля. Из Social Security Office (МФЦ по-нашему) я вышла, качаясь. Подумать только, три тысячи долларов на ветер!!! Дороговато для пятидневной поездки…
Вернувшись в мотель, я развернула поисковую операцию в своих документах и, не обнаружив искомое, мысленно собрала рюкзак и представила, как грустно мне будет возвращаться домой ни с чем. Погоревав над своей участью остаток дня, заев мою маленькую трагедию диковинными «буржуазными» вкусняшками, я перестала сокрушаться и решила, что, раз уж мы с моим фотоаппаратом тут, нужно завтра непременно повидать океан, пройтись по набережной легендарного 50-километрового пляжа, представив себя беспечным туристом.
Но и на следующий день почувствовать соль на губах и ветер в волосах мне не было суждено: в автобусе ко мне подсел обгоревший на солнце лысый дядька лет 50 «с хвостиком» и завёл беседу. Мы весело проболтали всю дорогу, и перед конечной остановкой у побережья он спросил, куда я держу путь. И вот тут-то и произошло необъяснимое: мой язык помимо моей воли неожиданно изрёк, что я ищу работу, а вовсе не еду фотографировать жирных наглых чаек! Он вдруг аж подпрыгнул от радости!! «Пошли, - говорит, - со мной!» – и потащил меня два блока до места моей будущей, по его словам, работы, по пути расхваливая, как у них там хорошо в их большом мотеле.
Мисс Руби – крупногабаритная пожилая афроамериканка, управляющая службой уборки номеров – по-хозяйски осмотрела меня с ног до головы оценивающим взглядом и уже было расстроила, что работники им не нужны, но вдруг передумала и наказала переодеться в форму, которую протягивала мне познавшей тяжёлый труд рукой. До вечера у меня была стажировка, за время которой я познакомилась с моей будущей напарницей Надюшей, под чутким руководством которой вкусила всю тяжесть труда горничных.
К моей радости, по итогам дневного испытания меня взяли. Хочется надеяться, взяли потому, что Мисс Руби я понравилась усердием и добросовестностью, с которыми я выполняла поручения, а не потому, что швабра, упавшая на голову хозяину с третьего этажа, стала причиной окончания карьеры моей предшественницы. Хотя есть шанс, что я запала в душу заокеанской пенсионерке, покорив её сердце исполнением «Billie Jean» её любимого Майкла Джексона дуэтом со стареньким подхрипывающим радиоприёмником под корявенькую «лунную походку».
Об отсутствии у меня ИНН я преступно умолчала. О чём думала, бог знает! Уж очень не хотелось мне пополнять ряды несчастных, уехавших ни с чем сотен ребят! (В то лето в Вирджинии-Бич был невообразимый наплыв русских студентов; предложение многократно превосходило спрос на труд в сфере услуг). В тот же вечер я каким-то чудом нашла, куда ежедневно бросать своё уставшее тело на ночь: в 20 минутах ходьбы от работы, в громадном мотеле через дорогу от океана, по счастливой случайности в комнате с девочками из родной Самары!
И вот тружусь я уже месяц, мною довольны и исправно платят зарплату, работа физически тяжёлая, но в паре с Надей дни пролетают незаметно: хохочем безостановочно, снимаем видео про реанимацию унитаза, опустошаем целые морозилки нетронутого мороженого, собираем чаевые, благодарности, оставленные за ненужностью надувные матрасы, мячики, 3D-очки, летающие тарелки, раз даже огнестрел нашли… По вечерам наедаю бока мороженкой за просмотром HBO и Sci-Fi, по ночам и выходным у меня интереснейшая личная жизнь в весёлой русско-сербско-хорватской компании, куча развлечений, киношка, шоппинг, валяние на пляже, путешествия по округе и в Вашингтон.
Но чему быть, того не миновать: пришёл день, ставящий точку в моих заморских приключениях – на работе запросили ИНН. Приняв неизбежность, я поменяла число обратного авиабилета и известила «домашних», что покидаю их, а на работе о своём уходе решила сообщить на следующий день. Но расстраивать мисс Руби и Надю мне не пришлось, потому что, перебирая какие-то бумажки из дорожного рюкзака, я наткнулась на ту самую форму I-94, из-за отсутствия которой мне не выдали ИНН! Стоит ли описывать степень своего удивления и радости?! Как она очутилась там, каким чудом сохранилась?!
Получив через неделю нужный документ, я осталась работать ещё на 1,5 месяца, и, счастливая и довольная, полетела 10 августа домой. И только на родной земле, оглянувшись назад на прошедшие 2,5 месяца, точки соединились для меня. Разве стало бы моё лето столь незабываемым, не случись со мной всех тех неприятностей? А где-то в параллельной вселенной со мной их не случается: я бережно храню важный квиточек, выданный в аэропорту, приезжаю на вокзал в нужную дату, меня увозят вместе в ребятами в захолустье с криминогенной обстановкой, я сразу получаю ИНН и вкалываю по 12 часов каждый день с одним выходным во вторник, от страха никуда не хожу, до океана в одну сторону 2 часа, плáчу каждую ночь, а когда становится совсем невыносимо, бросаю всё и со свинцовым осадком на всю жизнь улетаю домой посреди лета. Или не домой, а, зная свою склонность к внезапному авантюризму, сбегаю в Новый Орлеан из этой дыры, связываюсь с сомнительной компанией, нас хватают полицейские за курение «травки», держат в тюрьме несколько месяцев, не давая позвонить домой, и депортируют с запретом въезжать в страну в течение 10 лет, а моя мама сходит с ума всё это время… Так было не со мной, а с моими ребятами и знакомыми девочками. И если бы не досадное «невезение», преследовавшее меня первую неделю, я бы, весьма вероятно, разделила с ними их участь.
Мы не можем соединить точки, глядя вперёд. Мы можем сделать это, только оглянувшись.
#Рябка #USA #США #workandtravel и хит того лета!